29.02.2016 Положение о планировании и организации самостоятельной работы студентов

ГлавнаяНормативная базаЛокальные акты колледжа

СОГЛАСОВАНО
Председатель МС
___________ Л. Г. Пушкова
«29» февраля 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ МО «МТКС»
___________ А. С. Юргалова
«29» февраля 2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о планировании и организации
самостоятельной работы студентов
ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса»

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля в  имеющей государственную аккредитацию образовательной организации среднего профессионального образования ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса» (далее Колледж).

1.2 Положение разработано в соответствии с нормативно — правовыми документами:

– Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 30);

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464;

– Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;

Уставом Колледжа.

1.3 Самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий.

Все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы составляют максимальный объем учебной нагрузки обучающегося (п.7.3 ФГОС СПО).

1.4 Образовательная организация (Колледж) при формировании основной профессиональной образовательной программы обязана обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей (п.7.1. ФГОС СПО).

1.5 Самостоятельная работа студентов проводится с целью формирования и развития профессиональных и общих компетенций (п. 7.1 ФГОС СПО) и их элементов: знаний, умений, практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей:

– формирования компетенции поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

– формирования компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности, исследовательских умений;

– формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

– развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

2 УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2.1 Для организации эффективной самостоятельной работы студентов необходимо выполнение следующих условий:

– мотивация получения знаний и формирования профессиональной компетентности;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь преподавателя.

2.2 В образовательном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

– аудиторная;

– внеаудиторная.

2.3 Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине и профессиональному модулю  выполняется студентами на учебных занятиях по заданию и под непосредственным руководством преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа в условиях реализации компетентностного подхода может быть организована на всех видах учебных занятий, в т.ч. во время проведения активных и интерактивных форм занятий, а именно: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий (п. 7.1 ФГОС СПО).

2.4 Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

2.5 Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются требованиями к результатам обучения и содержанием учебной дисциплины, профессионального модуля, степенью подготовленности студентов являются:

– работа с нормативными документами, основной и дополнительной литературой, материалами периодической печати, представленными в базах данных и библиотечных фондах Колледжа (п. 7.16 ФГОС СПО);

– выполнение творческих работ: выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме в соответствии с программами дисциплин и профессиональных модулей (п. 8.5 ФГОС СПО) с использованием баз данных, библиотечных фондов образовательной организации; ресурсов сети Интернет (п. 7.16 ФГОС СПО);

– разработка учебных проектов, учебно-исследовательских, экспериментально-конструкторских работ, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ;

– подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации;

– выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ и др.;

– другие формы деятельности, организуемые и осуществляемые педагогическими работниками Колледжа и органами студенческого самоуправления в рамках формирования социокультурной среды.

2.6 Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

– для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

– для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент — анализ и др.);  подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

– для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально — конструкторская работа; опытно — экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно — оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

2.7 Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

2.8 При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут использоваться следующие типы самостоятельной работы:

– воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

– реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

– эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

– творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

2.9 Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется студентами инициативно с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

3 ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1 В соответствии с ФГОС СПО Колледж самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей, исходя из установленных объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки (раздел 7 ФГОС СПО). Как правило, он составляет около 50% объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине, междисциплинарному курсу, за исключением дисциплины Физическая культура (Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине Физическая культура должен составлять 100% объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку данной дисциплины).

3.2 Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

– в рабочем учебном плане;

– в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей по разделам и темам с учетом обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение (7.16 ФГОС СПО).

3.3 Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, профессиональному модулю осуществляется преподавателем.

Преподаватель эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня подготовленности студентов.

По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

3.4 Объем времени, отведенный на аудиторную самостоятельную работу, тематика и конкретные формы ее проведения, в том числе активные и интерактивные, после обсуждения на заседаниях цикловых методических комиссий преподавателей находят отражение в рабочих учебных программах, календарно-тематических планах, планах учебных занятий по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

3.5 Самостоятельная работа студентов на занятиях может осуществляться индивидуально, группами или фронтально в зависимости от цели, тематики, уровня сложности, подготовленности студентов.

3.6 Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

3.7 Преподаватели Колледжа обязаны ежегодно обновлять рабочие программы по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу профессионального модуля, в том числе в части тематики, содержания и  форм  самостоятельной работы с учетом запросов работодателей, особенностей развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы региона в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (п. 7.1 ФГОС СПО).

4 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1 Организация самостоятельной работы студентов предусматривает (п.7.16 ФГОС СПО):

– обеспечение учебно-методической документацией всех дисциплин и профессиональных модулей;

– обеспечение учебно-методическими материалами внеаудиторной самостоятельной работы;

– осуществление контроля за выполнением студентами различных видов самостоятельной работы;

4.2 Организацию самостоятельной работы обеспечивают  методическая служба, преподаватели, библиотека Колледжа.

4.2.1 Методическая служба совместно с цикловыми методическими комиссиями преподавателей Колледжа:

– разрабатывает нормативную документацию по организации самостоятельной работы студентов;

– оказывает методическую помощь преподавателям в разработке методических материалов по организации самостоятельной работы;

– контролирует качество научно-методического сопровождения самостоятельной работы студентов через  рецензирование и редактирование методических материалов, разработанных преподавателями.

4.2.2 Преподаватели:

– информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы;

– осуществляют методическое сопровождение самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины/профессионального модуля: разрабатывает рекомендации по отбору учебной, научной, нормативной, справочной литературы  по конкретным темам (заданиям) и оформлению (представлению) результатов самостоятельной работы в зависимости от её вида;

– проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы в целях обеспечения устойчивой обратной связи и коррекции;

– разрабатывают контрольно-измерительные материалы и определяют периодичность контроля;

– определяет систему индивидуальной работы со студентами.

4.2.3  Библиотека Колледжа:

– обеспечивает наличие и доступность необходимого для самостоятельной работы студентов учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала;

– предоставляет возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступом к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

4.3 При предъявлении заданий на внеаудиторную самостоятельную работу должен быть  использован дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

4.5 Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Колледж может планировать консультации за счет общего бюджета времени (100 часов в год на учебную группу на каждый учебный год), отведенного на консультации (п. 7.12 ФГОС СПО).

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1 В процессе выполнения самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

5.2 Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя, студент должен:

– освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС по данной дисциплине;

– самостоятельно планировать работу в соответствии с графиком, предложенным преподавателем, в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по учебной дисциплине, профессиональному модулю;

– своевременно, в соответствии с установленными Колледжем требованиями составлять отчеты по  результатам  выполнения заданий.

5.3 Студент может:

– самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

– предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

– использовать для самостоятельной работы учебно-методические пособия сверх предложенного преподавателем перечня;

– осуществлять самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

6 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине / профессиональному модулю. Он должен отвечать следующим требованиям:

– систематичность проведения;

– максимальная индивидуализация;

– соответствие формы контроля виду задания для самостоятельной работы.

6.2 Контроль за результатами самостоятельной работы студентов может осуществляться в форме тестирования, собеседования, контрольной работы,  презентации изделия или продукта творческой деятельности; защиты творческой, исследовательской работы, портфолио и др.

6.3 Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

– уровень освоения учебного материала;

– уровень владения новыми технологиями, понимание их применения;

– умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач;

– творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

– уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности;

– уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

6.4 Результаты контроля самостоятельной работы студентов должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Положение рассмотрено на заседании Методического совета МТКС
27 января 2016 года, протокол № 3.