29.02.2016 Положение о фонде оценочных средств

ГлавнаяНормативная базаЛокальные акты колледжа

СОГЛАСОВАНО
Председатель МС
___________ Л. Г. Пушкова
«29» февраля 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ МО «МТКС»
___________ А. С. Юргалова
«29» февраля 2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о фонде оценочных средств
ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса»

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фондов оценочных средств  в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации среднего профессионального образования ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса» (далее – Колледж).

1.2 Положение  разработано на основании нормативно-правовых документов:

– Федерального Закона от 29.12.2012  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 30);

– Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО);

– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464, зарегистрированного в Минюсте России 30 июля 2013 г. № 29200;

Устава  Колледжа;

– локальных нормативных документов по организации образовательной деятельности в Колледже.

1.3 Фонд оценочных средств (далее ФОС) представляет собой комплект контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных средств, типовых заданий для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов  (в т.ч. дифференцированных) и экзаменов; тестов и компьютерных тестирующих программ, а также иных форм контроля, позволяющих оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

1.4 Фонд оценочных средств  является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП), реализуемых в Колледже.

1.5 Общее руководство за наличие, содержание и актуализацию ФОС осуществляют заместитель директора по учебно-производственной  работе и заведующий методическим отделом   Колледжа.

2 ЦЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2.1 ФОС создается для аттестации обучающихся (оценки знаний, умений и освоенных компетенций) на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

2.2 Задачи Фонда оценочных средств:

– контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС СПО;

– контроль и управление достижением целей реализации образовательных программ, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников;

– оценка достижений студентов в процессе изучения учебной дисциплины, профессионального модуля  с выделением положительных / отрицательных результатов  и планирование предупреждающих / корректирующих мероприятий;

— обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс Колледжа.

3 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

3.1 ФОС формируется по каждой основной профессиональной образовательной программе (далее ОПОП), реализуемой в Колледже, и включает в себя оценочные средства по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю, учебной, производственной, преддипломной практике, а также для проведения государственной итоговой аттестации (далее ГИА). Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных специальностях, то по ней создается единый комплект контрольно-измерительных материалов.

3.2 Непосредственными исполнителями разработки ФОС являются преподаватели  Колледжа.

3.3 Комплект оценочных средств по профессиональному модулю/учебной дисциплине формируется в течение всего периода освоения программы, рассматривается на заседании цикловой методической  комиссии, утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе. Комплект КОС по производственной (преддипломной) практике и ГИА в том же порядке формируется за полгода до проведения государственной итоговой аттестации. Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю, производственной (преддипломной) практике и ГИА согласуются с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.).

Комплекты контрольно-измерительных материалов по учебным дисциплинам не проходят экспертизу работодателей.

3.4 ФОС должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания, это:

– валидность (значимость, обоснованность): объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

– надежность (точность, постоянство  оценки): использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;

– объективность: разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;

– достоверность: получение объективных и достоверных  результатов при проведении контроля с различными целями;

– эффективность: минимизация затрат времени на оценку при сохранении высокой надежности.

3.5 При составлении, согласовании и утверждении ФОС необходимо обеспечить его соответствие:

– ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;

– учебному плану направления подготовки;

– рабочим программам дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей;

– образовательным технологиям, используемым в преподавании.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

4.1 Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников  осуществляется в двух направлениях:

– оценка уровня освоения дисциплин;

– оценка компетенций обучающихся.

4.2  В этих целях разрабатываются:

– контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений (совокупность оценочных материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов по учебной дисциплине или элементам профессионального модуля (курсовая работа/проект, учебная/производственная практика, МДК)

– контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени сформированности компетенций (совокупность оценочных материалов, предназначенных для оценивания достижения студентом установленных результатов обучения по профессиональному модулю).

Характеристики КИМ КОС
Объект измерения Знания, умения Компетенции
Достижения обучающихся Измеряют Дают качественную оценку
Форма оценивания Оценивают в баллах
(пятибалльная система)
или «зачтено» — «незачтено»
Оценивают в баллах
(пятибалльная система) или «зачтено» — «незачтено»
Вид контроля по этапам обучения Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу Аттестация по профессиональному модулю в форме
экзамена квалификационного
Функции Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль Контроль и оценка
Разработка,
рассмотрение,
утверждение
Преподаватель, ЦМК,
заместитель директора по учебно-производственной работе
Преподаватель, ЦМК,
заместитель директора по учебно-производственной работе, работодатель
Формы,
методы контроля
Заполнение раздела «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» в рабочей программе дисциплины Заполнение раздела «Контроль и оценка результатов освоения ПМ в рабочей программе профессионального модуля

4.3 В соответствии с требованиями  ФГОС СПО в содержание Фонда оценочных средств должны быть включены контрольные работы, тестовые задания (желательно в одном комплекте использовать различные формы тестовых заданий),  типовые задания; нестандартные задания; наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности; сценарии деловых игр; практические задания и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных студентами компетенций.

4.4 Содержание заданий, входящих в КОС, должно предусматривать возможность оценивания одного, нескольких или всех нижеперечисленных показателей:

– продукта практической деятельности;

– процесса практической деятельности;

– качественных характеристик продукта и процесса деятельности.

4.5 Содержание ФОС должно быть структурировано в соответствии с содержанием рабочих программ по учебным дисциплинам, междисциплинарнарным курсам, профессиональным модулям, учебной и производственной практике.

4.6 Оформление Фондов оценочных средств основных профессиональных образовательных программ СПО, реализуемых в Колледже, предусматривает наличие титульного листа (Приложение А), пояснительной записки и перечня  различных форм контроля, позволяющих оценить уровень освоения дисциплин и степень сформированности компетенций обучающихся.

5 ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРТИЗЫ И СОГЛАСОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5.1 Создаваемые комплекты КОС по профессиональному модулю должны проходить экспертизу. Итоги экспертизы оформляются документами (экспертное заключение или рецензия), подтверждающими факт согласования комплекта КОС с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций или  предприятий, профессиональных экспертов и др.).

Комплекты КИМ по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам  экспертизу не проходят.

5.2 Комплекты КИМ по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и КОС по профессиональному модулю и практике рассматриваются на заседании цикловой методической комиссии Колледжа соответствующего направления и утверждаются заместителем директора Колледжа по учебно-производственной работе.

5.3 Фонды оценочных средств основных профессиональных образовательных программ СПО, реализуемых в Колледже, а также решения об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС согласовываются с заведующим методическим отделом и утверждаются заместителем директора Колледжа по учебно-производственной работе.

5.4 Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС согласовывается с председателем цикловой методической комиссии Колледжа и  утверждается заместителем директора Колледжа по учебно-производственной работе.

6 ХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1 Фонды оценочных средств по специальностям и профессиям СПО, реализуемым в Колледже, являются собственностью Колледжа.

6.2 Комплекты КОС/КИМ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебной или производственной практике  формируются на бумажном и электронном носителях и хранятся у преподавателей, обеспечивающих реализацию данных программ.

6.3 Печатные экземпляры и материалы на электронных носителях Фонда оценочных средств ФОС для промежуточной аттестации, завершающейся зачетом или экзаменом, и итоговой аттестации  хранятся в учебном отделе Колледжа.


Приложение А к Положению о фонде оценочных средств
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Мурманской области «Мурманский технологический колледж сервиса»

 

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Мурманской области
«Мурманский технологический колледж сервиса»

СОГЛАСОВАНО
Председатель МС
ГАПОУ МО «МТКС
___________ Л. Г. Пушкова
«___» _____________ 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
ГАПОУ МО «МТКС»
___________ Л. В. Корнилова
«___» _____________ 20___ г.

 

Фонд оценочных средств
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

____________________________________________________________
(код и наименование)