10.02.2017 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

ГлавнаяНормативная базаЛокальные акты колледжа

СОГЛАСОВАНО
Председатель МС
___________ Л. Г. Пушкова
«10» февраля 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ МО «МТКС»
___________ А. С. Юргалова
«10» февраля 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении
образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования
в ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса»

Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативных документов:

– Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 11, 12, 13, 14, 17, 30, 34, 58, 59, 60, 68, 79;

– «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464, зарегистрированного в Минюсте России 30 июля 2013 г. № 29200;

– Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям СПО;

Устава  Колледжа.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее положение определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности в ГАПОУ МО «МТКС» (далее – Колледж)  по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Колледж реализует образовательные программы среднего профессионального образования (далее – СПО).

2.2 Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам СПО определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС).

2.3 Лица, проходящие обучение в форме самообразования,  имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Колледже.

2.4 При организации образовательного процесса по образовательным программам СПО в Колледже допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2.5 Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения СПО с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся по каждой образовательной программе СПО соответственно.

2.6 Содержание СПО по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами СПО. Содержание СПО обеспечивает получение квалификации.

2.7 Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ СПО определяются соответствующими ФГОС.

2.8 Образовательные программы СПО самостоятельно разрабатываются и утверждаются Колледжем.

Колледж разрабатывает образовательные программы в соответствии с ФГОС по соответствующим профессиям, специальностям СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные программы СПО, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются Колледжем на основе требований соответствующих ФГОС среднего общего и СПО с учетом получаемой профессии или специальности СПО.

2.9 Образовательная программа СПО по каждой профессии или специальности СПО включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, оценочные и методические материалы и другие компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение студентов.

Учебный план образовательной программы СПО по каждой профессии или специальности СПО определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практики, иных видов учебной деятельности студентов и формы их промежуточной аттестации.

2.10 Образовательные программы СПО реализуются Колледжем как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2.11 При реализации образовательных программ СПО Колледж  может использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.12 При реализации образовательных программ СПО Колледж может применять форму организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

2.13 При реализации образовательных программ СПО Колледж использует методы и средства обучения, образовательные технологии, не наносящие вред физическому или психическому здоровью студентов.

2.14 Реализация образовательных программ СПО предусматривает проведение практики студентов в соответствие с требованиями ФГОС по профессии и специальности СПО.

Положение о практике студентов, осваивающих образовательные программы СПО, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.15 Колледж ежегодно обновляет образовательные программы СПО с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

2.16 Образовательная деятельность в Колледже осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2.17 Образовательная деятельность по образовательным программам СПО в Колледже организуется в соответствии с утвержденными Колледжем учебными планами, календарными учебными графиками, в соответствии с которыми в Колледже составляется расписание учебных занятий по каждой профессии, специальности СПО.

2.18 К освоению образовательных программ СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

2.19 Получение СПО по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) впервые лицами, имеющими диплом о СПО с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего СПО повторно.

2.20 Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением студентами среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы СПО.

Период изучения общеобразовательных предметов в течение срока освоения соответствующей образовательной программы СПО определяется Колледжем самостоятельно.

2.21 Студенты, получающие СПО по ППССЗ, осваивают профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы СПО, в соответствии с ФГОС по специальности СПО.

2.22 При получении СПО в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены Колледжем с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Лица, имеющие квалификацию по профессии СПО и принятые на обучение по ППССЗ по специальностям СПО, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном «Положением о порядке обучения студентов ГАПОУ МО «МТКС» по индивидуальному учебному плану».

2.23 Студенты имеют право на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения ФГОС СПО.

2.24 Учебный год в Колледже начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы. Начало учебного года может быть перенесено Колледжем при реализации образовательной программы СПО в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения — не более чем на три месяца.

2.25 В процессе освоения образовательных программ СПО обучающимся предоставляются каникулы.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее- ППКРС), составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения СПО один год  и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, — при сроке получения СПО более одного года.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими ППССЗ, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.26 Максимальный объем учебной нагрузки студентов составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

2.27 Учебная деятельность студентов предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю

2.28 Численность студентов в учебной группе составляет не более 25 человек. Исходя из специфики образовательной программы учебные занятия и практика могут проводиться Колледжем с группами обучающихся  меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Колледж  вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

2.29 Освоение образовательной программы СПО, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины, модуля образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Колледжем самостоятельно.

2.30 Колледж самостоятельно устанавливает систему оценок при промежуточной аттестации.

2.31 Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам, модулям.

Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом.

2.32 Освоение образовательных программ СПО завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Студенты, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам СПО, проходят государственную итоговую аттестацию.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам СПО, выдается диплом о СПО, подтверждающий получение СПО и квалификацию по соответствующей профессии или специальности СПО.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы СПО и (или) отчисленным из Колледжа, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, установленным Колледжем.

2.33 Обучающиеся по образовательным программам СПО, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ СПО и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные студенты проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

2.34 Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе СПО, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Колледже, осуществляющем образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе СПО. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Колледже, осуществляющем образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами студентов по соответствующей образовательной программе.

2.35 Если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы СПО, который включает в себя проведение практики, студент получает свидетельство о получении профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей.

2.36 Документ об образовании, представленный при поступлении в Колледж, выдается из личного дела лицу, окончившему Колледж, выбывшему до окончания Колледжа, а также студенту, желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.

2.37 Обучающимся по образовательным программам СПО, после прохождения государственной итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы СПО, по окончании которых производится отчисление студента в связи с получением образования.

3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

3.1 Содержание СПО и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение по образовательным программам СПО студентов с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ СПО, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

3.2 Обучение по образовательным программам СПО студентов с ОВЗ осуществляется Колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

3.3 Для получения СПО обучающимися с ОВЗ Колледжем должны быть созданы специальные условия.

3.4 Под специальными условиями для получения СПО обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и  дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание Колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

3.5 В целях доступности получения СПО обучающимися с ОВЗ Колледжем должно быть обеспечено:

1) для обучающихся с ОВЗ по зрению:

– адаптация официального сайта Колледжа в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

– размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

– обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

– дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

– обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

3.6 Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в других образовательных организациях.

3.7 Численность обучающихся с ОВЗ в учебной группе устанавливается  до 15 человек.

3.8 При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.