01.09.2017 Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов

ГлавнаяНормативная базаЛокальные акты колледжа

СОГЛАСОВАНО
Председатель МС
___________ Л. Г. Пушкова
«01» сентября 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ МО «МТКС»
___________ А. С. Юргалова
«01» сентября 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о текущем контроле успеваемости
и промежуточной аттестации студентов
ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса»

Настоящее положение разработано на основании:

– Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.30;

– Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 22.01.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

– Требований ФГОС СПО по направлениям подготовки колледжа;

– Устава  Колледжа.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее положение определяет порядок оценки качества освоения студентами ГАПОУ МО «МТКС» (далее – Колледж) основных профессиональных образовательных программ далее (ОПОП), включающий:

– текущий контроль успеваемости;

– промежуточную аттестацию.

Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки студента, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы студентов Колледжа.

1.2 Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) Колледжем самостоятельно разрабатываются и утверждаются Фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств (ФОС) в Колледже формируются в следующем порядке:

– контрольно-измерительные материалы (КИМ) — применяются в учебных дисциплинах, междисциплинарных курсах для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;

– компетентностно-оценочные средства (КОС) —  для оценивания степени сформированности компетенций, применяются только в профессиональных модулях для проведения  промежуточной аттестации (итоговой аттестации по профессиональному модулю);

– контрольно-оценочные материалы (КОМ) – для оценивания качества освоения ОПОП, применяются только на государственной итоговой аттестации.

Комплекты ФОС разрабатываются  Колледжем самостоятельно, рассматриваются и согласовываются на заседаниях цикловых комиссий, утверждаются заместителем директора Колледжа по учебно-производственной работе.

Оценка качества подготовки студентов осуществляется в двух основных направлениях:

– оценка уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей;

– оценка компетенций студентов.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

1.3 Содержание ФОС текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям при разработке преподавателями должно быть максимально приближено к условиям их будущей профессиональной деятельности.

1.4 Текущий контроль успеваемости студентов определяется рабочими программами по предметам/дисциплинам, междисциплинарным курсам по каждому направлению подготовки.

1.5 Основными формами текущего контроля успеваемости являются:

– зачет (письменный или устный, м.б. дифференцированным);

– тестирование;

– контрольная работа;

– защита докладов, рефератов и т. д.

1.6 Промежуточная аттестация проводится с целью определения:

– соответствия уровня и качества подготовки специалиста требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части Государственных требований по профессии  или специальности СПО;

– полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю;

– сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;

– сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

– наличия умений и навыков самостоятельной работы студента с источниками информации.

1.7 Промежуточная аттестация определяется учебными планами и оценивает результаты учебной деятельности студентов за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:

– экзамен по отдельной дисциплине, междисциплинарному курсу (устный, письменный, комбинированный, тестирование, защита проекта и др.) ;

– комплекный экзамен (устный, письменный, комбинированный, тестирование, защита проекта и др.) по двум или нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам;

– зачет (устный, письменный, практический, комбинированный, тестирование, защита проекта и др., в т. ч. может быть дифференцированным) по отдельной  дисциплине, междисциплинарному курсу;

– комплексный зачет (в т. ч. может быть дифференцированным) по двум или нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам;

– курсовая работа /проект;

– экзамен (квалификационный).

1.8 Формы и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выбираются Колледжем, периодичность определяется учебными планами по образовательным программам СПО. Конкретные формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю доводятся до сведения студентов преподавателями в течение первых двух месяцев от начала обучения.

1.9 В соответствии с ФГОС Колледжем определяется объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации студентов не должно превышать 8, а количество зачетов (в т. ч. дифференцированных) – 10 (без учета экзаменов и зачетов по физической культуре).

1.10 При выборе дисциплин, междисциплинарных курсов для комплексного экзамена или зачета (в т. ч. дифференцированного) по двум или нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам Колледж руководствуется  наличием между ними межпредметных связей.

2 ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТА ПО ОТДЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

2.1 Промежуточная аттестация в форме зачета может предусматриваться Колледжем по отдельной дисциплине или МДК, учебной и/или производственной практике,  и проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и/или производственной практике  в соответствии с учебным планом:

– которые согласно учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;

– на изучение которых, согласно учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета может предусматриваться Колледжем по отдельной дисциплине или МДК, учебной и/или производственной практике,  и проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины, междисциплинарного курса или учебной / производственной практики  в соответствии с учебным планом:

– которые согласно рабочему учебному плану заканчиваются в данном семестре;

– на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наибольший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки.

2.2 При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке, зачетной ведомости и журнале словом «зачтено».

2.3. При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки студента оценивается в баллах:

– «отлично»;

– хорошо»;

– «удовлетворительно»;

– «неудовлетворительно».

Отметка, полученная на дифференцированном зачете, заносится в зачетную книжку (кроме неудовлетворительной),  в зачетную ведомость и журнал.

2.4 Практика обязательно завершается установленной учебным планом формой промежуточной аттестации.

2.5 Вопросы (задания) к зачету (в т. ч. к дифференцированному) разрабатываются преподавателями с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, согласуются на заседаниях цикловых комиссий и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

2.6 По дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебной и/или производственной практике,  отмеченным в учебном плане знаком «*», оценивание студентов производится как среднеарифметическая сумма всех оценок, полученных студентом за период обучения в конкретном семестре по данной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и/или производственной практике.

3 ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНА

3.1 Форма проведения экзамена по дисциплине, междисциплинарному курсу и экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю устанавливается Колледжем и доводится до сведения студента в начале соответствующего семестра.

Экзамен (квалификационный) является обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональному модулю.

При выборе дисциплин для экзамена по дисциплинам Колледж руководствуется следующим:

– значимостью дисциплины, междисциплинарного курса в подготовке специалиста;

– завершенностью изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса;

– завершенностью значимого раздела в дисциплине, междисциплинарном курсе.

В случае изучения дисциплины, междисциплинарного курса в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине или междисциплинарному курсу в каждом из семестров.

3.2 Экзамены в Колледже проводятся непосредственно после окончания дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля или в период экзаменационных сессий (концентрированно). На промежуточную аттестацию в форме экзамена и экзамена (квалификационного) рекомендуется отводить не более 6 часов на каждый вид промежуточной аттестации из расчета на одного преподавателя.

График проведения экзаменов утверждается директором Колледжа и доводится до сведения студентов не менее чем за две недели до проведения экзамена или экзаменационной сессии.

3.3 Промежуточную аттестацию в форме экзамена и экзамена (квалификационного) следует проводить в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами составляет не менее двух календарных дней.

3.4 К экзамену допускаются студенты, имеющие положительные  оценки по данной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по данной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю, в т.ч., прошедшие в полном объёме практику в соответствие с учебным планом для допуска к экзамену (квалификационному).

3.5 Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин), междисциплинарного курса, профессионального модуля и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы.

Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями, обсуждается на методических  комиссиях и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе не позднее, чем за месяц до экзамена. На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, учебным отделом составляются экзаменационные билеты. В качестве экзаменационного материала могут применяться тестовые задания.

3.6 Экзаменационные билеты подписывают председатель методической комиссии и заместитель директора по УПР.

3.7 Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается Колледжем  в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.

3.8 Основные условия подготовки к экзамену:

3.8.1 Преподаватель  определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.

3.8.2 В период подготовки к экзамену проводятся консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации, в количестве до  4 часов на одну дисциплину, междисциплинарный курс, профессиональный модуль.

3.8.3 К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

– экзаменационные билеты (экзаменационные билеты хранятся в учебном отделе и выдаются накануне проведения экзамена и сдаются в учебный отдел после проведения  экзамена);

– наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;

– экзаменационная ведомость (экзаменационные ведомости готовятся учебным отделом, выдаются заведующему отделением не позднее, чем за 2 недели до проведения экзамена. Заведующий отделением выдает экзаменационную ведомость преподавателю в день, предшествующий экзамену. Преподаватель сдает заполненную экзаменационную ведомость заведующему отделением не позднее трех дней после проведения экзамена. Заведующий отделением сдает для хранения экзаменационную ведомость в учебный отдел не позднее 6 рабочих дней после окончания экзамена).

3.9 Проведение экзамена:

3.9.1 Экзамен проводится в специально подготовленном помещении.

3.9.2 Экзамен принимается преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе.

Комплексный экзамен по двум или не нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам принимается преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам, междисциплинарным курсам в экзаменуемой группе.

С целью максимального приближения условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации к условиям будущей профессиональной деятельности для проведения экзамена кроме преподавателя конкретной дисциплины, междисциплинарного курса, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели смежных дисциплин.

Экзамен (квалификационный) по модулю принимается специально созданной комиссией, в состав которой входят преподаватели данного модуля и курирующие учебную и производственную практики. Председателем комиссии является представитель работодателя.

3.9.3 На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу. На подготовку ответа на экзаменационный билет студенту отводится не более 1 академического часа.

3.9.4 Во время сдачи устных экзаменов в аудитории может находиться одновременно 5-6 студентов. Письменные экзаменационные работы выполняются на листах со штампом Колледжа. Письменные экзаменационные работы могут проводиться в учебной группе в полном составе одновременно.

3.9.5 Экзамены по специальным дисциплинам, связанным с прослушиванием, просмотром учебных работ и т. п., могут приниматься двумя-тремя преподавателями. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого студента.

3.10 В критерии оценки уровня подготовки студента при сдаче экзамена входят:

– уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам), междисциплинарному курсу;

– умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

– освоение общими и профессиональными компетенциями;

– обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

Уровень подготовки студента по дисциплине (дисциплинам), междисциплинарному курсу оценивается в баллах:

– «отлично»;

– «хорошо»;

– «удовлетворительно»;

– «неудовлетворительно».

Итогом проверки сформированности компетенций и готовности к выполнению вида профессиональной деятельности студентом по профессиональному модулю является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

3.11 Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

Экзаменационная оценка по дисциплине, междисциплинарному курсу за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине, междисциплинарному курсу.

3.12 По завершении всех экзаменов допускается пересдача зачета, экзамена, по которым студент получил неудовлетворительную оценку.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, практикам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3.13 Студенты обязаны ликвидировать академическую задолженность до окончания семестра или в течение первых 2 недель в начале следующего семестра на основании приказа по Колледжу  с установленным графиком ликвидации задолженностей и работы преподавателей. График ликвидации академической задолженности составляется учебным отделом.  Материал для приказа готовит заместитель директора по учебно-производственной работе на основании представленных зав. отделениями и кураторами сводных ведомостей успеваемости за соответствующий семестр.

Студент получает направление на пересдачу дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля у заведующего отделением.

Преподаватель имеет право принимать академическую задолженность у студента только при наличии направления на пересдачу, зачетной книжки студента и журнала. Положительные результаты пересдачи преподавателем заносятся в направление на пересдачу, зачетную книжку студента и журнал. Неудовлетворительный результат пересдачи преподаватель заносит только в направление на пересдачу.

3.14 Повторную промежуточную аттестацию студенты проходят бесплатно в установленные Колледжем сроки.

3.15 Студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю не более двух раз в сроки, установленные Колледжем. В указанный период не включаются время болезни студента, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

3.16 При повторном получении неудовлетворительной оценки для проведения промежуточной аттестации по ликвидации академической задолженности более второго раза  создается комиссия, в состав которой включаются преподаватели смежных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, и заведующий отделением.

3.17 Студенты, имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.

В случае не ликвидации студентом академических задолженностей по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям без уважительной причины, на основании приказа директора Колледжа студент  из учебного заведения исключается, как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы среднего профессионального образования и выполнению учебного плана.

3.18 В случае болезни или других уважительных причин отсутствия на экзамене или после него преподавателя, ведущего занятия в экзаменуемой группе, разрешается пересдача экзамена или зачета, с разрешения учебного отдела, преподавателю, который его заменяет.

3.19 В исключительных случаях (при наличии уважительной причины) и по согласованию с преподавателем, студентам, успевающим по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям,   выполнившим лабораторные, практические и курсовые работы (проекты) по программе текущего семестра, директором Колледжа может быть разрешена сдача экзаменов досрочно, без освобождения студентов от текущих учебных занятий.

3.20 Проведение промежуточной аттестации по общеобразовательным дисциплинам при реализации программ среднего общего образования в пределах профессиональных образовательных программ СПО производится в Колледже на основании «Положения по итоговому контролю учебных достижений при реализации ФГОС среднего общего образования в пределах основной образовательной программы СПО студентов ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса».