Концепция воспитательной работы на 2012 – 2017 г. г.

ГлавнаяНормативная базаВоспитательная работа

Концепция воспитательной работы
ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса»
на 2012 – 2017 г. г.

Воспитательная работа в Мурманском технологическом колледже сервиса имеет богатые традиции. В то же время модернизация российского профессионального образования, введение стандартов третьего поколения, преобразования, происходящие в самом образовательном учреждении, определили новые задачи, потребовали концептуального обновления воспитательной работы.

Концепция воспитательной работы МТКС на 2012 — 2017 г. г. раскрывает цели и задачи, особенности работы педагогического коллектива колледжа в контексте требований, предъявляемых сегодня и к образовательному учреждению, и к выпускнику, как к профессионально и социально компетентной личности.

Концепция обозначает стратегию и тактику воспитания студентов МТКС.

1 ВВЕДЕНИЕ

Воспитание в период обучения в учреждении среднего профессионального образования — важный этап социализации личности. В это время происходит существенный рывок в личностном развитии человека: вырабатывается своя жизненная позиция, определяется стиль отношения к миру и собственной жизни в этом мире, определяются пути к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Особенно важен этот этап для студентов, пришедших в среднее профессиональное образовательное учреждение по окончанию основного общего образования. Именно у этих студентов происходит колоссальный качественный рывок при условии грамотного сопровождения процесса становления в новом социальном статусе.

Не секрет, что духовная составляющая современного молодого человека, его образ жизни свидетельствует об очевидной социальной и нравственной дезориентации. Негативное отношение к действительности, неготовность к профессиональному и жизненному выбору, завышенная самооценка – наиболее характерные особенности большинства современной молодежи. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы со студенческой молодежью, повышения ее эффективности.

В связи с этим, очень важно определить приоритетные компоненты гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной и социальной компетентностей, нравственности и культуры. Современная Россия нуждается не только в высоко профессиональных специалистах, но и прежде всего в личностях, имеющих ценностно – смысловое отношение к жизни и результатам своей деятельности.

Актуальность разработки концепции воспитательной системы МТКС с учетом социокультурного компонента обусловлена необходимостью работать и развиваться в новых условиях.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Социокультурный аспект развития воспитательной среды характерен для образовательных учреждений высшего профессионального образования. Введение новых федеральных стандартов среднего профессионального образования предполагает введение его и в деятельность ссузов.

МТКС как часть социокультурной среды региона, призванный решать вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов сферы сервиса, имеет необходимые условия для обучения и воспитания личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.

Формирование социокультурной среды колледжа позволит в большей степени способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно – гуманистическом и профессиональном отношении.

Концептуальной основой воспитательной работы МТКС является приоритет систематической воспитательной деятельности по формированию системы взглядов, ценностных отношений и качеств личности студента, адаптации его к жизни в обществе, которое осуществляется через организацию разнообразных видов и необходимых социокультурных условий деятельности.

Воспитательную работу МТКС можно определить как целенаправленную деятельность преподавателей и студентов по формированию у студентов системы взглядов, отношений и качеств личности для адаптации их к жизни в современном обществе. Воспитательная работа строится, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, и представляет собой совместную учебную, научную, творческую и общественную деятельность студентов и преподавателей.

Необходимым условием реализации функций воспитательной работы является создание в колледже в рамках нашей компетенции гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды.

Под гуманитарной (социокультурной) воспитывающей средой следует понимать относительно устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его профессионализации, социализации и индивидуализации.

Гуманитарная (социокультурная) среда может рассматриваться одновременно в двух измерениях: деятельностно-коммуникативном и социально-психологическом. Первое включает в себя вещественные элементы среды и их функционирование: учебный и жилой корпус (столовая, библиотека, кабинеты, спортзал, общежитие). В социально-психологическом плане выстраивания гуманитарной среды важны уровень и характер конфликтности в коллективе, его социальное самочувствие. Всю среду колледжа должны наполнять взаимоуважение и соблюдение этических норм общения. На развитие гуманитарной среды оказывает влияние уровень деловой культуры сотрудников: компетентность, профессионализм, умение работать в команде, исполнительская дисциплина, инициативность, вежливость и др.

Наиболее актуальной для нашего образовательного учреждения системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды можно считать формирование корпоративного климата, как продукта сотрудничества (взаимодействия) студентов и преподавателей в разнообразных сферах общественно-организационной, научно-познавательной, духовно-нравственной деятельности. Нельзя категорически заявлять, что в колледже отсутствует такой климат. Но он требует определенной реформации.

Создание такого товарищества сформирует заинтересованность и уважение к различным видам деятельности субъектов образовательного процесса, сделает его динамичным и более результативным.

Теоретическая основа воспитательной работы – деятельностный и культурологический подход к становлению личности, личностно-ориентированное образование, воспитание и социальное развитие молодежи, будущего специалиста.

Данный подход во многом определяется специфическими особенностями студенческого возраста, переходным статусным состоянием, неопределенностью социокультурной среды и молодежной субкультуры, личностными системами ценностных ориентаций, отношений и идеалов.

С одной стороны, это в узкопонимаемом смысле особая категория молодежи, с характерными чертами возрастной группы (15 — 23 года), для которой важно активное отношение к действительности, стремление к поиску способов самопознания, самоопределения и самоутверждения в качестве субъекта социальной жизни.

С другой стороны, для данного возраста характерна социально-психологическая неустойчивость, проявляющаяся в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочарованности и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии, недостаточной социальной ответственности и очевидной неразвитости общественного содержания мотивов активности.

Именно поэтому большое внимание необходимо уделять системе деятельностей и отношений, связанной именно с общественной активностью, требующей социально необходимого применения знаний и умений, приобретения жизненного опыта.

Социализация студенчества, обретение им системы ценностных ориентаций, социальных связей, отношений и идеалов в значительной мере определяется направленностью его социокультурной деятельности и субкультуры. В этой связи очень важно дать молодому человеку альтернативный вариант корпоративного климата, если его окружение в настоящий момент несет деструктивный характер, или в качестве подтверждения правильно выбранного жизненного ориентира.

Принципы воспитательной работы:

  • системность планировании и организации учебно – воспитательной и внеаудиторной работы;
  • интеграция внеаудиторной, воспитательной работы, учебного процесса и исследовательской деятельности;
  • мотивированность участия студентов во внеаудиторной и воспитательной работе;
  • вариативность с учетом интересов и потребностей студентов, наличие альтернативных содержаний, форм и методов социализации личности.

В идеальном варианте воспитательная социокультурная среда колледжа осуществит педагогически целенаправленную коррекцию условий культурной, профессиональной и личностной социализации студента в определенных временных и компетентностных рамках.

Создание гуманитарной среды как необходимого условия успешного функционирования колледжа потребует комплексного решения взаимосвязанных проблем в области:

  • осуществления учебного процесса;
  • организации быта, досуга и отдыха;
  • художественного и научно-технического творчества;
  • развития физической культуры;
  • формирования здорового образа жизни;
  • создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества.

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Целью воспитательной работы МТКС является формирование социокультурной среды, развитие условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, актуализацию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

Для выполнения поставленных целей в процессе профессионально-личностного становления специалиста в культурно-образовательной среде ссуза особое значение имеют следующие задачи:

  • переориентация ссуза с традиционной «подготовки специалиста» на обеспечение личностного роста будущего профессионала как высокообразованной целостной личности;
  • усиление гуманитарного аспекта учебного процесса;
  • возрастание роли общей и специальной информированности студента, необходимость решения проблемы определения принципов, отбора и систематизации знаний, поиска новых форм их синтеза;
  • приобщение будущего специалиста к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры;
  • формирование положительного отношения к труду, включая интеллектуальный, как высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде в избранной сфере профессиональной деятельности, воспитание социально значимой целеустремленности;
  • воспитание уважения к законам, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности;
  • воспитание ответственного и осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование потребности в здоровом образе жизни.

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Профессиональное воспитание.

Осуществляется через содержание образования с акцентуализацией нравственных аспектов будущей профессиональной деятельности, разработку специализированных гуманистически ориентированных курсов.

Профессиональная подготовка должна быть направлена на:

  • формирование у студента осознанного отношения к получению знаний, как к основополагающему условию будущей профессиональной деятельности, карьерного роста, качества жизни;
  • воспитание отношения к труду и профессионализму как к высшим нравственным и жизненным ценностям;
  • формирование умений и практических навыков эффективного использования приобретенных знаний в решении задач в профессиональной деятельности;
  • формирование социальной активности в рамках образовательного процесса как условие формирования будущей трудовой активности.

В этой связи следует обратить пристальное внимание на:

  • углубление интеграции в учебном процессе;
  • более широкое использование передовых педагогических технологий, обеспечивающих возможность получения студентом комплекса знаний;
  • обеспечение условий для развития творческой самообразовательной деятельности студентов (рациональное планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов, использование современных форм и методов организации образовательного процесса).

Во внеучебной деятельности профессиональное воспитание реализуется через исследовательскую работу, участие в научно–практических конференциях разного уровня, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства.

Гражданско–патриотическое воспитание.

Воспитание гражданина, патриота – наиболее актуальное направление воспитательной работы. Гражданско–патриотическое воспитание и развитие правовой культуры в основном осуществляется на предметах гуманитарного цикла. Немаловажную роль в решении данных задач играет развитие волонтерского движения, студенческого самоуправления, участие в гражданских акциях и проектах разного уровня.

Оно должно быть направлено на:

  • формирование знаний по проблемам интернационализма и патриотизма, понимание роли национального вопроса в современных условиях;
  • воспитание чувства осознания себя жителем Мурманской области, гражданином России, проявление духовно здоровой любви к своей отчизне, ее истории, понимания подлинных обязанностей перед обществом и государством.
  • поддержание в студенческой среде взаимоуважения к разным народам и национальностям, критического отношения к проявлениям шовинизма и национального эгоизма.

Нравственно–эстетическое воспитание.

Нравственно–эстетическое воспитание, так же как и гражданско–патриотическое, в основном осуществляется на предметах гуманитарного цикла, во внеурочной деятельности – через участие в выставках творческих студенческих работ разного уровня, возможностей дополнительного образования. Этот глобальный пласт работы требует своего осмысления и новых форм: развитие диспут — клубов, фестивалей национальных культур, развитие творческих объединений нравственно – эстетической направленности. Дл этого крайне необходимо повышение уровня образованности и культуры педагогического состава.

Нравственно–эстетическое воспитание должно быть направлено на:

  • формирование нравственности личности как меры усвоения ею общечеловеческих и традиционно национальных гуманистических ценностей;
  • осознание студентами истины добра, справедливости, свободы совести, чести, и воспитанности благородства, честности, порядочности, справедливости и ответственности;
  • развитие социального оптимизма, готовности и способности к социально ответственному поведению и деятельности в обществе.

Воспитание физически здоровой личности.

Физическое и духовное здоровье личности в настоящее время влияет не только на качество жизни отдельного человека, но и на сохранение суверенитета государства. Цинично – наплевательское отношение к своему физическому состоянию и здоровью окружающих больше относится к психологической проблеме и требует комплексного подхода. Но и в рамках образовательного учреждения следует более внимательно относиться к системе оздоровительной массовой работы.

Физическое воспитание, являясь массовым средством активизации учебной и воспитательной деятельности студентов, должно быть направлено на:

  • всестороннее развитие физических и духовных сил, повышение работоспособности, творческой активности и долголетия будущих специалистов;
  • воспитание морально-волевых качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, вовлечение всей студенческой молодежи в массовую спортивную работу;
  • внедрение физической культуры и спорта в быт студентов, пропаганда санитарно-гигиенических знаний.

С этой целью крайне необходимо выстроить четкую систему вовлечения студентов колледжа в физкультурно-оздоровительную массовую работу, что во многом будет способствовать сохранности здоровья будущих специалистов, их работоспособности и результативности.

5 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основным требованием к образовательному процессу в условиях развития социокультурной среды является организация процесса, создающего атмосферу активного творческого овладения специальностью.

Основными требованиями к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов, должны быть:

  • совершенствование учебно-воспитательного процесса путем создания атмосферы состязательности;
  • внедрение в учебный процесс компьютеров, деловых игр и других форм активной учебной деятельности, стимулирующих творчество и самостоятельность мышления студентов;
  • развитие междисциплинарного знания;
  • переориентация преподавательского коллектива на освоение и внедрение в практику личностно–ориентированного подхода в преподавании дисциплин;
  • создание единой системы информированности студентов о планах и достижениях колледжа (информационное наполнение сайта, разработка буклетов, методических рекомендаций по учебной и внеучебной деятельности, систематическое проведение «часов общения» кураторами, встречи с зав. отделениями и др.);
  • функционирование института кураторства (система обучения и контроля за выполнением должностных обязанностей;
  • развитие студенческого самоуправления (новые формы студенческих традиций, школа актива нового состава студсовета и др.).

6 УСЛОВИЯ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Создание гуманитарной (социокультурной) среды предполагает создание комплекса условий для социального, нравственного, про¬фессионального, физического становления и развития личности мо¬лодого специалиста, создание благоприятной атмосферы для самостоятельной деятельности самих студентов.

Необходимо выделить наиболее приоритетные условия реализации Концепции:

Психолого–педагогические условия:

  • активное участие в пеализации Концепции всех участников образовательного процесса и их мотивация;
  • организационно – методическая подготовка субъектов воспитательного процесса и уровень его информационно–методической насыщенности.

Управленческо-ресурсные условия:

  • привлечение к подготовке кадров высококвалифицированных специалистов;
  • мониторинг эффективности мероприятий по реализации направлений Концепции;
  • финансовое и материально – техническое оснащение направлений воспитательной работы.

Ожидаемые результаты:

  • стабильная динамика показателей результативности в учебе, исследовательской деятельности, спорте, творчестве, социальной деятельности;
  • снижение показателей различных негативных явлений;
  • укрепление престижа колледжа в регионе;
  • стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных соревнований;
  • профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, нравственным поведением, способный к творческому труду;
  • успешная адаптация выпускников в профессиональной деятельности.