Тематический урок «Я люблю Арктику»

ГлавнаяМероприятия годаМероприятия 2016/2017 учебного года

Тематический урок «Я люблю Арктику»

Тематический урок «Я люблю Арктику»
Арктика – это стратегический регион России мирового значения. В пределах этой природно-хозяйственной территории, сопоставимой по площади с крупнейшими странами мира, обнаружены или имеются крупные месторождения разнообразных полезных ископаемых, иные ресурсы, которые могут в будущем оказаться стратегически важными для страны. Здесь существует очевидный потенциал в использовании и развитии биологических ресурсов, трансконтинентального судоходства, экологического и экстремального туризма, полигонов научных исследований. Наличие атомного ледокольного флота и атомных подводных лодок в этом регионе обеспечивает национальные интересы России в национальном секторе Северного Ледовитого океана.

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их возможное изучение могут способствовать воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости историей исследования и освоения территории своей страны.

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.
В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых.

В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.

Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М. В. Ломоносовым, а возглавил ее В. Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М. В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.

Научные экспедиции под руководством М. М. Геденштрома, Ф. П. Литке, П. Ф. Анжу, Ф. П. Врангеля, П. К. Пахтусова, Э. В. Толля, В. А. Русанова, Г. Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XX в..

Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.

В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О. Ю. Шмидта, «Таймыр» – А. М. Лаврова, «Русанов» – Р. Л. Самойловича, «Садко» – Г. А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г. А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.

В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива.

В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно-исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек, включал начальника экспедиции И. Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е. К. Федорова и гидролога П. П. Ширшова и радиста Э. Т. Кренкеля. Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г. В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов.

Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами.

В августе 1977 г. надводное судно – атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А. Н. Чилингаров) впервые достигло Северного полюса. Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.

В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа.

На сайте  //ялюблюарктику.рф/  можно узнать много интересной информации о природных ресурсах Арктики, о её освоении, о флоре и фауне этого региона планеты. А ещё можно посмотреть видеоурок «Арктика – фасад России» и узнать о том, как люди изучали этот необычный мир вопреки экстремальным природным условиям обитания и освоения.

Рекомендуемые материалы:

//www.rgo.ru/ – Российское географическое общество, Москва;
//www.rgo.ru/ru/proekty/molodyozhnoe-dvizhenie/arkticheskiy-plavuchiy-universitet – Российское географическое общество, Арктический университет;
//shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm – сайт Клуба «Приключение»;
//www.aari.nw.ru/ – Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ);
//polarmuseum.ru/ – Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург;
//www.darwinmuseum.ru/ – Государственный Дарвиновский музей, Москва.

Материал подготовлен: О. Карпова.